блог E-Soft Learning
Современный подход к разработке
электронных учебных курсов
Согласны ли вы с тем, что процесс разработки электронных учебных курсов (дистанционных курсов), один из самых архаичных процессов в сфере информационных технологий?
Почему мы так считаем? Есть несколько причин:
1
  • разработка электронных учебных курсов осуществляется так же, как разрабатывались презентации 20 лет назад (создаем слайд, добавляем в него картинку, добавляем текст, настраиваем анимацию и т.д.). Практически отсутствует какая-либо автоматизация работы разработчиков курсов;
  • методы управления разработкой электронных учебных курсов соответствуют методам управления ИТ-проектами, которые применялись много лет назад:
    • разработка осуществляется последовательно по строго намеченному плану;
    • заказчик по большому счету не знает, какой он получит результат после завершения всех работ. Правда здесь есть существенная вина специалистов заказчика, которые зачастую не хотят глубоко погружаться в процесс разработки;
    • заказчик плохо вовлечен в разработку электронных учебных курсов. Его опыт плохо используется.
  • роль авторов и сценаристов курсов занижена по сравнению с техническими разработчиками курса (дизайнеры, художники, верстальщики и т.п.). Акцент делается на эргономику и «красоту» электронного учебного курса, а не на решение педагогических задач.
Специалисты нашей компании участвуют не только в проектах в сфере разработки электронных учебных курсов, но и занимаются разработкой программного обеспечения. Постоянно внедряя в нашей компании новейшие технологии разработки программного обеспечения, мы практически не наблюдаем их аналогов в сфере разработки электронных учебных курсов.

Внимательно проанализировав процесс разработки курсов, мы пришли к выводу, что используемые нами наработки в сфере разработки программного обеспечения могут быть использованы при разработке электронных учебных курсов.

Было принято решение о запуске проекта по модернизации процесса разработки электронных учебных курсов.

Приступив к реализации проекта, мы поставили перед собой следующие основные задачи:
1
  • выстроить процесс разработки электронных учебных курсов в соответствии с современной методологией управления разработкой программного обеспечения SCRUM;
  • в качестве модели разработки электронного учебного курса использовать экстремальную модель программирования;
  • максимально расширить роль авторов и сценаристов при разработке электронного учебного курса;
  • использовать большое количество шаблонов проектирования и готовых элементов курса;
  • увеличить скорость внесения изменений в готовые курсы;
  • обеспечить широкое вовлечение специалистов заказчика в разработку электронных учебных курсов.
Для достижения поставленных целей нам пришлось отказаться от существующих средств разработки электронных учебных курсов и создать свое собственное средство разработки (Система быстрой разработки учебного контента).

Главным отличием созданной нами Системы быстрой разработки учебного контента от других средств разработки электронных учебных курсов является полная автоматизация процесса верстки слайда электронного учебного курса.

Верстку слайда осуществляет сценарист курса и для этого он:
1
выбирает наиболее подходящий тип слайда;
2
формирует все элементы слайда;
3
нажимает кнопку Системы «Создать слайд».
В результате Система автоматически анализирует все элементы слайда, при необходимости модифицирует их и создает слайд.

Такой подход к разработке привел к тому, что главным лицом в рамках разработки электронного учебного курса стали сценарист и автор курса. По сути, именно сценарист электронного учебного курса создает и управляет всеми работами по разработке электронного учебного курса.

Упрощенно процесс разработки курса выглядит следующим образом:
1
заказчик обращается с запросом на разработку электронного учебного курса;
2
мы направляем заказчику анкету, которая необходима для формирования перечня требований к электронному учебному курсу;
3
после получения от заказчика заполненной анкеты и материалов курса сценарист в течение двух дней формирует прототип электронного учебного курса, который объединяет сценарий и макеты слайдов. По сути, прототип - это полноценный курс, содержащий вместо элементов слайдов их макеты;
4
заказчику направляется ссылка на просмотр прототипа электронного учебного курса;
5
после согласования прототипа электронного учебного курса начинаются работы по разработке отдельных элементов курса. Какие элементы и как должны быть разработаны на всех этапах выполнения работ определяет сценарист электронного учебного курса совместно со специалистами заказчика.
Главной особенностью созданной модели разработки электронного учебного курса является то, что заказчик с самого начала выполнения работ видит, какой он получит конечный результат. В итоге в результате модернизации процесса разработки электронных учебных курсов нам удалось:
1
  • снизить стоимость разработки электронных учебных курсов;
  • повысить качество электронных учебных курсов;
  • повысить лояльность заказчика за счет прозрачности и предсказуемости выполняемых работ;
  • повысить лояльность наших сотрудников, привлекая их к созданию новых инновационных подходов к разработке электронных учебных курсов.
Made on
Tilda