блог E-Soft Learning
e-Learning
Впервые (в профессиональной среде) термин e-Learning (электронное обучение) был употреблен в октябре 1999 года в Лос-Анжелесе на семинаре CBT Systems. Несмотря на то, что уже прошло более 20 лет, до сих пор не существует единого определения понятия e-Learning, которое было бы принято большинством специалистов. Еще большую сумятицу внесло использование в России понятия Дистанционное обучение. В результате одни понимают дистанционное обучение, как аналог понятия e-Learning, другие считают, что дистанционное обучение более узкое понятие, чем e-Learning, а другие, что более широкое.
Специалисты чаще всего понимают под e-Learning обучение, построенное с использованием Интернет-технологий. Ниже приведено несколько определений понятия e-Learing в которых данный принцип является основополагающим.

Marc Rosenberg в 2001 году дал следующее определение термину e-Learning.
e-Learning – использование Интернет-технологий для предоставления широкого спектра решений, обеспечивающих повышение знаний и производительности труда. e-Learning базируется на трех основополагающих принципах:
1
работа осуществляется по сети;
2
доставка учебного контента конечному пользователю осуществляется посредством компьютера с использованием стандартных Интернет-технологий.
Allison Rossett в 2001 году определил e-Learning как курсы, которые размещаются на сервере, который подсоединен к сети Интернет.

Также существует определение, которые дали специалисты ЮНЕСКО:
«e-Learning – обучение с помощью Интернет и мультимедиа».

Существуют большое количество определений, которые делают акцент на других аспектах
e-Learning. Вот несколько из них.

e-Learning – широкий набор приложений и процессов, обеспечивающих: обучение, построенное на использовании web-технологий; обучение, построенное с использованием персонального компьютера, виртуальных классных комнат; и средства организации взаимодействие пользователей по сети. e-Learning включает в себя доставку учебного контента через интернет, интранет, аудио- и видеозапись, спутниковое вещание, интерактивное телевидение и CD-ROM.

e-Learning – обучение, построенное с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Охватывает весь спектр действий, начиная от поддержки процесса обучения, до доставки учебного контента слушателям.
e-Learning 2.0
В последнее время все большее распространение получает термин e-Learning 2.0. Термин
e-Learning 2.0 отражает тенденции в сфере организации электронного обучения, связанные с использованием технологий Web 2.0. В отличии от e-Learning, предполагающего использование дистанционных курсов, доставляемых учащимся с целью проведения обучения, e-Learning 2.0 предполагает использование средств Web 2.0:
1
блоги;
2
wiki;
3
подкасты;
4
социальные сети;
5
и т.д.
Стандарты в сфере e-Learning
Существует большое количество организаций ведущих работы по разработке стандартов в сфере e-Learning. Одним из наиболее распространенных на сегодняшний день стандартов в сфере e-Learning является SCORM. Использование стандарта SCORM позволяет обеспечивать использование дистанционных курсов, разработанных различными производителями.

Перспективным стандартом в сфере e-Learning является Experience API (xAPI), который призван заменить SCORM.
Среда e-Learning
Под средой e-Learning понимается набор ИТ-сервисов, использующихся при проведении дистанционного обучения. Центральным звеном среды e-Learning является система дистанционного обучения. Система дистанционного обучения обеспечивает предоставление следующих сервисов:
1
дистанционное обучение;
2
управление обучением;
3
управление пользователями;
4
управление технической и методической поддержкой;
5
обеспечение взаимодействия слушателей дистанционного обучения;
6
и т.д.
В зависимости от стоящих задач помимо системы дистанционного обучения в состав среды
e-Learning могут входить другие информационные системы. Например, важной составляющей среды e-Learning являются базы знаний, без которых трудно представить себе современное предприятие. Также часто частью среды e-Learning становятся системы коллективной работы.
Технологии и средства e-Learning
Среда e-Learning предоставляет сегодня большой диапозон технологий и средств, которые могут быть использованы для проведения дистанционного обучения (электронные средства обучения). К наиболее значимым технологиям и средствам e-Learning можно отнести следующие:
1
  • системы дистанционного обучения;
  • электронные учебные курсы (курсы дистанционного обучения);
  • подкасты;
  • электронная почта;
  • MP3 плееры;
  • CD-ROM;
  • Web-сайты;
  • инструменты Web 2.0;
  • системы коллективной работы;
  • блоги;
  • вики;
  • чаты;
  • и т.д.
Существующие технологии и средства e-Learning позволяют:
1
  • проводить обучение в различных формах, включая синхронное, асинхронное, смешанное обучение;
  • организовать взаимодействие всех участников дистанционного обучения;
  • использовать современные средства обучения (тренажеры, симуляции, имитационное моделирование, дополненная реальность и т.д.);
  • выстроить эффективное обучение;
  • обеспечить доступ к хранилищам электронных материалов;
  • организовать коллективную работу слушателей дистанционного обучения;
  • и т.д.
Система дистанционного обучения
Система дистанционного обучения является центральным звеном организации e-Learning. Использование системы дистанционного обучения обеспечивает реализацию следующих функций:
1
  • управление обучением в рамках e-Learning;
  • управление компетенциями;
  • управление профилями пользователей e-Learning;
  • обеспечение доступа обучаемых к учебному контенту;
  • журналирование деятельности пользователей e-Learning;
  • обеспечение технической и методической поддержки пользователей e-Learning;
  • формирование отчетов;
  • анализ процесса обучения, проводимого в рамках e-Learning.
Электронные учебные курсы (дистанционные курсы)
Основное обучение, проводимое в рамках e-Learning, проводится с использованием электронных учебных курсов. Современные электронные учебные курсы, используемые в рамках e-Learning, включают в себя широкий диапазон средств обучения:
1
  • информационные слайды;
  • тренажеры;
  • симуляции по работе с программным обеспечением;
  • тесты;
  • ролевые упражнения;
  • кейсы;
  • и т.д.
Организация взаимодействия пользователей e-Learning
Важнейшим аспектом организации обучения, проводимого в рамках e-Learning, является организация взаимодействия всех участников процесса. Для этого используется широкий диапазон средств, часть которых предоставляется системой дистанционного обучения, а другие остальными информационными системами, составляющими среду e-Learning.

Средства организации взаимодействия пользователей e-Learning чаще всего используются совместно с электронными учебными курсами. Однако, достаточно часто, они являются основным средством обучения. Например, при проведении вебинаров, которые стали одним из самых распространенных средств организации e-Learning.
Электронные библиотеки
Важным элементом организации e-Learning является создание электронных библиотек. Электронные библиотеки содержат материал необходимый для обучения, проводимого в рамках e-Learning, а также материал, который необходим пользователям e-Learning, для выполнения их служебных обязанностей.
Системы коллективной работы
Современные требования к специалистам предполагают наличие у них хороших навыков работы в команде. Современный e-Learning имеет большой диапазон инструментов, которые могут использоваться для привития этих навыков обучаемым. Популярным средством организации работы обучаемых в группах стали Wiki. Wiki позволяет организовать одновременную работу над одним документом сразу нескольким обучаемым. При этом осуществляется сбор информации, которая позволяет определить:
1
кто какой вклад внес в разработку документа;
2
какие варианты документа были созданы в ходе работы;
3
какие аспекты документа вызвали наибольшие трудности;
4
и т.д.
Wiki сегодня стали крайне популярным инструментом организации обучения, проводимого в рамках e-Learning.
Сфера применения e-Learning
Технологии e-Learing могут применяться практически во всех областях. Наибольшее применение технологии e-Learning нашли в рамках повышения квалификации персонала. Это обусловлено преимуществами, которые предоставляют слушателям технологии e-Learning. В том числе:
1
удаленное обучение;
2
персонификация обучения;
3
возможность прохождения обучения без отрыва от производства;
4
и т.д.
Еще одним направлением применения технологий e-Learning стало обучение в рамках высшего образования. Особенно большую популярность получили технологии e-Learning при организации получения второго высшего образования. Люди, получающие второе высшее образование, также очень ценят возможность прохождения обучения без отрыва от производства.

Также технологии e-Learning нашли свое применение и при обучении школьников. Однако, применять технологии e-Learning при обучении школьников нужно с крайней осторожностью.

Важную роль технологии e-Learning играют при организации обучения лиц с ограниченными возможностями (инвалидов). Зачастую, только так люди с ограниченными возможностями могут получить доступ к качественному образованию.

Необходимо отметить, что сегодня практически не существует ограничений технологий e-Learning по предметной области. Технологии e-Learning нашли свое применение даже в такой сложной сфере, как обучение иностранным языкам.
Управление e-Learning
Среда e-Learning, состоящая из большого количества инструментов, сервисов и средств, требует большого внимания с точки зрения организации управления ею. Важным элементом организации управления средой e-Learning является система дистанционного обучения. Однако, требуется использование и других систем. Одним из путей построения эффективного управления средой e-Learning является применение портальных технологий.
Организация службы поддержки пользователей e-Learning
Наряду с решением задачи организации управления средой e-Learning важным аспектом применения технологий e-Learning при проведении обучения является организация эффективной службы поддержки. Отсутствие эффективной службы поддержки пользователей приведет к снижению качества оказываемых сервисов и в свою очередь к снижению качества обучения. Также можно ожидать крайне негативной реакции слушателей обучения, проводимого в рамках e-Learning, в случае возникновения у них технических проблем при обучении.

При организации службы поддержки пользователей необходимо придерживаться высоких стандартов построения службы. Одним из таких стандартов, которых следует придерживаться, является стандарт ITIL.
Преимущества обучения, проводимого с использованием технологий
e-Learning

Одним из ключевых преимуществ обучения, проводимого с использованием технологий
e-Learning, по сравнению с традиционным очным обучением является его персонификация (адаптивное обучение). Слушатель обучения, проводимого с использованием технологий
e-Learning, может самостоятельно:
1
определить скорость изучения учебного материала;
2
определить, когда он хочет проходить обучение;
3
определить какие именно разделы учебного материала и в какой последовательности ему необходимо изучить.
Важным преимуществом обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, является возможность прохождения обучения без отрыва от производства.

Также необходимо отметить возможность комбинирования учебного контента для формирования разнообразных учебных программ, адаптированных под конкретного обучаемого.

Использование технологий e-Learning позволяет получить намного больше информации необходимой для оценки знаний, навыков и умений, полученных в результате проведенного обучения. В том числе: время, затрачиваемое на вопросы, количество попыток, вопросы или задания, которые вызвали наибольшие трудности и т.д. Наличие подобной информации позволяет намного гибче управлять проводимым обучением.

Еще одним достоинством обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, в сравнении с традиционным очным обучением является его стоимость. Несмотря на необходимость высоких первоначальных инвестиций, обучение, проводимое с использованием технологий e-Learning, оказывается значительно более дешевым по сравнению с традиционным очным обучением.

Еще одним важным преимуществом обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, является использование широкого диапозона разнообразных средств обучения. Все эти средства могут быть использованы и при проведении традиционного очного обучения, но чаще всего этого не происходит, а e-Learning требует обязательного их использования. В результате этого обучение, проводимое с использованием технологий e-Learning, оказывается зачастую более эффективным по сравнению с традиционным очным обучением.

Важным достоинством обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, является возможность его использования для проведения обучения лиц, имеющих ограниченные возможности. Также проведение обучения с использованием технологий e-Learning позволяет предоставить доступ к качественному обучению лицам, по тем, или иным причинам, не имеющим возможности проходить обучение в традиционной очной форме. Например, в месте их проживания нет качественного учебного заведения.

Использование современных информационных технологий (технологий e-Learning) при обучении позволяет выстроить эффективную систему управления обучением, построенную на возможности сбора значительно большей информации о прохождении обучения слушателем по сравнению с традиционным очным обучением.

Недостатки обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning
К недостаткам обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, следует отнести:
1
  • сложность внесения оперативных изменений, в случае если обучение уже началось;
  • необходимость формирования дополнительной мотивации у слушателей обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning, по сравнению с другими формами обучения;
  • необходимость высоких инвестиций при построении среды e-Learning;
  • высокая зависимость от технической инфраструктуры. Сбой в инфраструктуре может привести к снижению эффективности или вообще срыву обучения;
  • отсутствие достаточного количества специалистов в сфере технологий e-Learning;
  • высокие инвестиции на внесение изменений в учебный контент.
Проблемы обучения, проводимого с использованием технологий e-Learning
Быстрое развитие принципиально нового направления в образовательной сфере неизбежно привело к появлению большого количества проблем. Скорость дальнейшего развития технологий e-Learning во многом зависит от того, насколько успешно будут решены существующие на сегодня проблемы. Можно выделить следующие основные проблемы в сфере технологий e-Learning:
1
  • языковая проблема при импорте (экспорте) образования. Электронные учебные курсы, разработанные на одном языке, потребуют значительных инвестиций для их перевода на другой язык, включая необходимость учета социальных, культурологических и других особенностей региона, где будет проводиться обучение с использованием технологий e-Learning;
  • неравномерное развитие информационных технологий, особенно, в части каналов передачи данных. Недостаточная пропускная способность каналов передачи данных серьезно ограничивает возможность применения средств e-Learning;
  • отсутствие достаточного количества специалистов в сфере технологий e-Learning, обладающих необходимым уровнем компетенции;
  • высокая стоимость разработки и поддержания в актуальном состоянии электронных учебных курсов;
  • разница во времени в случае проведения дистанционного обучения на больших территориях. Особенно актуальным это становится при использовании средств e-Learning, функционирующих в режиме реального времени;
  • большое количество заблуждений, сопровождающих обучение, проводимое с использованием технологий e-Learning, сформировавшихся, в том числе, из-за большого количества организаций, использующих технологии e-Learning, но не обладающие надлежащей компетенцией в данной сфере.
e-Learning в России
e-Learning в России получил широкое распространение. Трудно представить себе крупные организации и учебные заведения, которые в той или иной форме не применяли e-Learning. Однако необходимо отметить, что в целом e-Learning в России еще не занял того места, которое он должен занимать в современном государстве. Во многом такое недостаточное развитие e-Learning в России обусловлено следующими причинами:
1
  • отсутствием объективной информации о качестве и эффективности дистанционного обучения;
  • отсутствием достаточного количества специалистов в области дистанционного обучения, имеющих надлежащую квалификацию;
  • высокой стоимостью разработки учебного контента;
  • недостаточной подготовкой населения к использованию современных информационных технологий при прохождении обучения;
  • и т.д.
Однако, стоящие перед Россией задачи по модернизации потребуют решить данные проблемы и обеспечить расширение и развитие применения e-Learning в России.
Made on
Tilda