блог E-Soft Learning
Электронные учебные курсы
Не смотря на стремительное развитие технологий дистанционного (электронного) обучения, электронные учебные курсы (курсы дистанционного обучения) остаются основным средством проведения дистанционного обучения.
Использование электронных учебных курсов при проведении дистанционного обучения позволяет:
1
увеличить количество обучаемых, которые могут одновременно учиться;
2
сформировать гибкий график обучения;
3
предоставить доступ к учебному контенту из любой географической точки;
4
выстроить гибкое (адаптивное) обучение;
5
построить качественную систему оценки эффективности обучения.
В этой статье приведен перечень наиболее типичных элементов электронного учебного курса, а также сведения о перспективных технологиях, которые уже в скором времени получат широкое распространение.
Информационные слайды
Основой электронных учебных курсов являются информационные слайды, с помощью которых слушатели получают основные знания. Информационные слайды обычно включают в себя текст, который может быть проиллюстрирован с помощью:
1
видеороликов;
2
анимационных фильмов;
3
иллюстраций;
4
3D моделей.
Иногда информационные слайды в электронном учебном курсе вообще не содержат текста, а содержат только иллюстрационный материал.
Интерактивные информационные слайды
Использование информационных слайдов сопряжено с возникновением проблемы сохранения внимания обучаемого. Очень трудно сидеть и читать текст, глядя на картинки. Решение этой проблемы – использование интерактивных слайдов, которые требуют активного участия обучаемого. В простейшем случае слушатель должен нажать кнопку «Далее», в более сложных – выполнить ряд действий, в результате которых он сможет продолжить обучение. Использование таких слайдов позволяет разнообразить процесс дистанционного обучения, что значительно повышает его эффективность.
Симуляции
Широкое применение получили электронные учебные курсы, использующиеся для обучения работе с программным обеспечением. В таких курсах чаще всего применяют специальные типы слайдов – симуляции. Симуляции имитируют работу программного обеспечения, по сути являясь пошаговой записью действий пользователя. Симуляции могут использоваться в нескольких режимах:
1
симуляции воспроизводятся, как видеоролики, и не требуют участия пользователя;
2
слушатель выполняет действия, которые он должен был бы выполнить при работе с реальным программным обеспечением для решения поставленной задачи. При этом, в случае если слушатель допускает ошибки, он получает подсказки;
3
слушатель выполняет действия, которые он должен был бы совершить при работе с реальным программным обеспечением для решения поставленной задачи, не получая подсказок.
Тренажеры
Чаще всего, недостаточно просто дать обучаемому знания. В ходе дистанционного обучения также необходимо обеспечить формирование нужных ему навыков и умений. Как описано выше, в случае, если необходимо у слушателя сформировать навыки и умения работы с программным обеспечением используются симуляции. Для других случаев чаще всего используются тренажеры. Они могут быть очень разными. Например, полная имитация реальных объектов или создание прототипов, воспроизводящих определенную ситуацию. Разработка тренажеров зачастую является очень дорогостоящей, поэтому их применение должно быть хорошо продумано.
Слайды с дополненной реаьностью
Все большее распространение сегодня получают электронные учебные курсы, созданные с применением технологии дополненной реальности.
Допустим, мы хотим показать и рассказать автомеханику, как чинить двигатель. Вместо того, чтобы делать информационный слайд, состоящий из картинки и текста, гораздо эффективнее будет, если обучающийся наведет планшет на настоящий двигатель автомобиля и увидит его на экране с комментариями от авторов курса.
Слайд с 3D печатью
Крайне перспективной технологией, которая будет широко применяться при разработке электронных учебных курсов, является технология 3D печати. Ее использование позволит обучаемым получить в свои руки объекты, которые они изучают. Например, в рамках электронного учебного курса по биологии можно предоставить слушателю возможность распечатать 3D модель сердца.
Тесты
Важнейшим элементом обучения, построенного с использованием электронных учебных курсов, является проверка знаний. С этой целью применяются специальные слайды – тесты. Сегодня существует широкий диапазон типов тестов, которые могут быть использованы. Самые распространенные – вопрос с несколькими вариантами ответов.
Такие тесты хорошо использовать для проверки знаний, но они трудно применимы для проверки приобретенных навыков и умений. В таких случаях используются тесты, содержащие симуляции, тренажеры и т.п.

Проверка знаний при проведении дистанционного обучения реализуется разными способами:
1
можно просто последовательно задать несколько вопросов и оценить процент набранных правильных ответов;
2
можно выбрать вопросы из пула случайным образом;
3
можно предоставить слушателю подсказки, которые помогут ему дать правильный ответ;
4
и т.д.
Использование сложных тестов позволяет значительно повысить эффективность обучения.

Необходимо отметить, что проведение тестирования в электронных учебных курсах, сопряжено с необходимостью решения большого количества организационных вопросов. Например, как при проведении дистанционного обучения осуществлять контролироль, что тест проходит именно тот слушатель, который должен.
Звук
Очень часто в электронные учебные курсы включают звуковое сопровождение. Чаще всего звук включают в электронный учебный курс, чтобы показать слушателю, что он выполнил то или иное действие. Иногда, с помощью звука полностью воспроизводят текст курса. Необходимо отметить, что целесообразность использования звука в электронном учебном курсе весьма спорна. Часть специалистов в сфере технологий дистанционного обучения считают, что звук скорее помеха, нежели помощь обучаемому. Звук при проведении обучения становится отвлекающим фактором и мешает обучаемому сосредоточиться на содержании электронного учебного курса.
Оформление слайдов
Для более лучшего восприятия текста обучающимся, необходимо правильно оформить текст на слайде электронного учебного курса. Наиболее распространенным является следующее оформление:
1
специальным цветом выделяются основные мысли на слайде электронного учебного курса;
2
специальным цветом выделяются новые термины и определения электронного учебного курса;
3
специальным цветом выделяются характерные элементы текста электронного учебного курса. Например, названия программных продуктов, названия окон в программном продукте и т.д.
Необходимо соблюдать меру, выделяя те или иные фрагменты текста. Слишком легко можно перейти грань, когда выделение важных аспектов текста приводит не к повышению эффективности дистанционного обучения, а к снижению.
Навигация
Для обеспечения слушателю эффективного доступа к материалам электронного учебного курса в него часто включают оглавление, с помощью которого можно переходить по разделам или слайдам курса. Использование оглавления позволяет значительно упростить работу обучаемого. Однако необходимо понимать, что стандарт SCORM (де-факто стандарт систем дистанционного обучения) не предполагает вызова одного раздела электронного учебного курса из другого.
Глоссарий
Качественный электронный учебный курс обязательно должен содержать глоссарий, в который войдут все термины, определения и сокращения, входящие в курс. Глоссарий должен содержать удобный механизм поиска, позволяющий слушателю легко найти нужное ему определение.
Помощь
Обязательно нужно включать в электронный учебный курс помощь. Электронный учебный курс является довольно сложным программным продуктом, а пользователи зачастую имеют низкий уровень компьютерной грамотности.
Средства управления
Средства управления электронным учебным курсом должны быть максимально простыми и интуитивно понятными. При разработке средств управления электронным учебным курсом необходимо предусмотреть стереотипы поведения пользователя. Например, пользователь, закрывая окно курса, не будет нажимать кнопку выход, а нажмет крестик, просто закрыв окно браузера. В результате может возникнуть ситуация, при которой, результаты работы слушателя электронного учебного курса могут не сохраниться в системе дистанционного обучения.
Перспективы развития электронных учебных курсов
Сегодня перед специалистами в сфере технологий дистанционного обучения стоит несколько задач, которые должны быть обязательно решены для дальнейшего расширения использования электронных учебных курсов:
1
необходимо снизить стоимость их разработки. Сейчас она в среднем (для большого электронного учебного курса) колеблется в диапазоне 150 – 300 тысяч рублей. Желательно, чтобы стоимость составляла в среднем 50 – 100 тысяч рублей;
2
другой проблемой, является локализация электронных учебных курсов. По сути, для использования электронных учебных курсов в другой стране нужно разработать новый курс, стоимость которого будет соизмерима со стоимостью исходного электронного учебного курса;
3
третья, но возможно главная проблема, невозможность формирования в электронных учебных курсах упражнений, в которых выставляется качественная оценка. Например, дать слушателю задание написать программный код и проверить, не то, что он дает нужный результат, а проверить, насколько он эффективен.
Решение описанных задач позволит резко увеличить распространение обучения с использованием электронных учебных курсов.
Made on
Tilda