блог E-Soft Learning
Адаптивное (гибкое) обучение
Адаптивное обучение (adaptive learning, adaptive teaching) - процесс обучения с использованием специальных алгоритмов построения индивидуальной учебной траектории при помощи подобранных ресурсов и активностей, удовлетворяющих уникальным потребностям учащегося.
Адаптивное обучение не дань моде, а ответ на вызовы, с которыми столкнулось современное обучение. Мир переживает существенную трансформацию, вызванную стремительным развитием информационных технологий и робототехники. Изменения происходят настолько быстро, что способность человека к быстрому обучению становится чуть ли не ключевым фактором его успеха. Специалист постоянно сталкивается с новой информацией и технологиями. В результате постоянно меняются предъявляемые к нему требования. Современное обучение в свою очередь должно отражать нужды текущего этапа развития.

Главным вызовом, с которым столкнулось обучение, стало резкое увеличение количества учащихся и повышение требований к ним. Изменения произошли не только количественные, но и качественные. Учащиеся стали очень разными. У них:
1
разные профессии;
2
разный образ жизни;
3
разный уровень знаний;
4
разный психотип;
5
разные возможности выделения времени на обучение.
Традиционное обучение уже не может справиться с поставленными перед ним задачами. В том числе оно:
1
не учитывает менталитет учащегося;
2
не учитывает особенности личности учащегося;
3
не учитывает образ жизни учащегося и его рабочий график;
4
ориентируется на средний уровень учащихся;
5
не учитывает специфику работы учащегося.
Ответом на современные вызовы стало адаптивное обучение.

Адаптивное обучение не продукт текущего времени. Уже в 60-х годах прошлого века появились первые идеи в этой сфере, но именно сегодня оно стало стремительно развиваться. Этому опять же способствовало стремительное развитие информационных технологий. Без них построение адаптивного обучения было крайне трудоемким и дорогостоящим.

Как работает адаптивное обучение? Упрощенно адаптивное обучение строится следующим образом: постоянно осуществляется оценка действий слушателя, на основании которой, по мере необходимости, осуществляется корректировка траектории обучения. Чаще всего в начале осуществляется первичная оценка обучаемого и формируется наиболее подходящая ему траектория обучения. Потом траектория обучения постоянно подстраивается под действия слушателя. Не нужно думать, что это простое изменение траектории обучения, в зависимости от того, как сдает тесты обучаемый или какова его специальность. Обучение должно учитывать не только знания и навыки обучаемого. Оно должно учитывать:
1
особенности личности учащегося;
2
образ жизни учащегося и его рабочий график;
3
специфику работы учащегося;
4
его способности и наклонности;
5
специфику восприятия материала.
По сути, в ходе прохождения обучения, формируется всеобъемлющий образ учащегося, учитывающий все его особенности.
Переход к адаптивному обучению требует выполнения большого объема работ и высоких финансовых затрат. Первым шагом к внедрению адаптивного обучения может быть переход от традиционного обучения к микрообучению. Учебный контент и электронные учебные курсы, используемые при проведении микрообучения, характеризуются небольшим размером и отлично подойдут в дальнейшем для построения адаптивного обучения.

Не смотря на все сложности перехода к адаптивному обучению, его внедрение вернется сторицей. Различные научные исследования показывают, что адаптивное обучение дает более качественные результаты, чем обычное. В результате его внедрения можно ожидать:
1
сокращения времени, необходимого слушателям для освоения нового материала;
2
повышения качества обучения;
3
повышения лояльности слушателей.
Made on
Tilda