блог E-Soft Learning
Оценка эффективности обучения
Введение

Важнейшим аспектом построения эффективного обучения
в организации является построение качественной системы оценки эффективности обучения.
    Отсутствие такой системы может привести:
    1
    • к значительному снижению качества обучения;
    • отсутствию эффективных средств управления обучением;
    • общему снижению эффективности обучения.
    Существующие модели оценки эффективности обучения
    Наибольшее распространение при проведении оценки эффективности обучения
    в организации сегодня получила модель оценки обучения, базирующаяся на работах Киркпатрика и Варра, Берда и Рэкхэма. Данная модель оценки эффективности обучения хорошо зарекомендовала себя на практике.

    Помимо модели Киркпатрика существует достаточно большое количество альтернативных моделей оценки эффективности обучения:
    1
    • целевой подход Тайлера (Tylers Objectives Approach);
    • модель Скривенса (Scrivens Focus On Outcomes);
    • модель Стафлебима (Stufflebeam) CIPP;
    • схема CIRO;
    • натуралистический подход Губа (GubasNaturalisticApproach);
    • модель Брюса ААРОНА (Bruce Aarons Model);
    • модель Джека ФИЛИПСА ROI (Return on Investment).
    Однако, все они в той или иной степени являются производными от модели Киркпатрика или используют ее элементы.
    Модель Киркпатрика
    Киркпатрик рассматривает оценку эффективности обучения как важнейший элемент цикла проведения обучения, включающего в себя следующие этапы:
    1
    • определение потребностей;
    • постановка целей;
    • определение предметного содержания;
    • выбор участников обучения;
    • формирование оптимального расписания;
    • подбор соответствующего помещения;
    • подбор соответствующих преподавателей;
    • подготовка аудиовизуальных средств;
    • координация программы;
    • оценка программы.
    Киркпатрик указывает три основные причины проведения оценки:
    1
    необходимость оправдания существования отдела обучения, показав, какой вклад делает этот отдел в достижение целей и задач организации;
    2
    формирование механизма принятия решения о том, как улучшить программу обучения в будущем;
    Уровни оценки эффективности обучения
    Модель оценки эффективности обучения предполагает четыре уровня оценки эффективности обучения:
    1
    • уровень 1: реакция слушателей на программу обучения;
    • уровень 2: оценка знаний и опыта, полученных слушателем по программе обучения;
    • уровень 3: оценка поведения на рабочем месте;
    • уровень 4: оценка влияния программы обучения на деятельность организации.
    Уровень 1. Реакция слушателей на программу обучения
    Первый уровень модели оценки эффективности обучения определяет, как было воспринято слушателями проводимое обучение. Сам Киркпатрик называет это оценкой удовлетворенности потребителей. Наиболее эффективным средством оценки эффективности обучения на данном уровне является проведение анкетирования.

    Используемые анкеты содержат широкий круг вопросов по всем аспектам обучения, в том числе:
    1
    • насколько важны поставленные цели;
    • как слушатели оценивают качество проводимого обучения;
    • насколько эффективны используемые средства обучения;
    • какие темы дополнительно они бы хотели включить в программу обучения;
    • насколько комфортно слушателям было работать;
    • как было организовано питание;
    • как было организовано проживание;
    • и т.п.
    В результате анкетирования можно оценить:
    1
    • насколько слушатели удовлетворены качеством обучения и насколько оно соответствует их ожиданиям;
    • насколько хорошо обучение было организовано;
    • какие дополнительные ожидания у них есть.
    Получаемые в результате оценки обучения результаты показывают степень удовлетворения обучаемых от проведенного обучения.
    Уровень 2. Оценка знаний и опыта, полученных слушателем по программе обучения
    Цель 2-го уровня максимально эффективно оценить, были ли во время обучения достигнуты
    его цели. Наиболее распространенным средством, используемым на данном уровне, являются тесты по проверке знаний и навыков. Помимо тестов используются более сложные средства проверки, такие, как тренажеры, симуляции, сложные упражнения и т.п.

    Тестирование слушателей обучения целесообразно проводить до и после обучения. Проведение двойного тестирования позволит оценить, как изменилась компетенция слушателей в результате обучения. Проведя анализ всех оценок, полученных слушателями, можно оценить, насколько было эффективным проведенное обучение.

    На втором уровне производится оценка, насколько обучение позволило решить поставленные педагогические задачи. Однако, на втором уровне не производится оценка насколько обучение эффективно с точки зрения функционирования организации.
    Уровень 3. Оценка поведения на рабочем месте
    Третий уровень модели оценки эффективности Киркпатрика отвечает за сбор информации, позволяющей оценить, как проводимое обучение, влияет на поведение слушателей на рабочих местах. С точки зрения организации это является ключевым в оценке эффективности обучения. Именно на этом уровне производится оценка практической пользы от обучения для организации. Смогли ли слушатели на практике применить полученные ими в ходе обучения навыки, знания и умения.

    Оценку эффективности обучения на данном уровне целесообразно проводить несколько раз в течение 3 – 6 месяцев после окончания обучения. За это время слушатели смогут продемонстрировать, как они применяют полученные ими во время обучения знания. Часто исследования на данном уровне проводятся с использованием специальных «карт поведения», которые заполняют все участники обучения, а также специалисты организации, которые могут оценить, как отразилось на эффективности работы проведенное обучение.
    Уровень 4. оценка влияния программы обучения на деятельность организации

    Даже если оценка эффективности обучения на третьем уровне показала, что полученные в результате обучения навыки, знания и умения успешно применяются слушателям при выполнении ими их служебных обязанностей, это вовсе не означает, что проведенное обучение принесло реальную пользу организации.

    Цель оценки, проводимой на 4-м уровне, ответить на вопрос: насколько обучение, проводимое в организации, полезно?

    В первую очередь необходимо ответить, каким образом проводимое обучения оказывает влияние на ключевые показатели деятельности компании.

    Оценка эффективности обучения на 4-м уровне производится крайне редко из-за трудности получения показателей эффективности деятельности организации и оценки влияния на нее результатов обучения.

    Вот некоторые из возможных показателей эффективности 4-го уровня:
    1
    • обучение технологиям продаж:
      • увеличение объема продаж;
      • увеличение клиентской базы.
    • обучение техническим навыкам:
      • уменьшение количества обращений в службу поддержки;
      • уменьшение времени выполнения работы.
    Очень часто оценку, проводимую на 4-м уровне, разделяют на два подуровня. В рамках первого подуровня производится оценка, как обучение влияет на производственные показатели компании. На втором подуровне производится оценка экономической эффективности проводимого обучения.
    Дистанционное обучение и оценка эффективности обучения
    Дистанционное обучение (электронное обучение) является частью общего обучения, проводимого в организации. И соответственно оценивается наряду с другими формами обучения, применяемыми в компании, с использованием тех же методов оценки. Однако, необходимо отметить, что применение технических средств, используемых при проведении дистанционного обучения, позволяет значительно упростить сбор информации для проведения оценки, а также ее последующий анализ.
    Заключение
    Внедрение качественной системы оценки эффективности обучения в организации является важнейшей задачей специалистов, отвечающих за проведение и организацию обучения. Внедрение системы оценки эффективности обучения позволит:

    • оценить качество обучения, проводимого в организации;
    • оценить эффективность всей программы обучения в целом;
    • обосновать проводимое в организации обучение (объем обучения, используемые средства обучения и т.д.);
    • защитить в организации расходы на обучение.
    Made on
    Tilda