блог E-Soft Learning
Вебинар (webinar)
Вебинары (webinar) являются одним из самых популярных средств дистанционного обучения. Вебинары используются
и для проведения повышения квалификации, и для маркетинговых целей, и для обучения в рамках среднего
и высшего образования. Сегодня трудно найти организацию, широко применяющую технологии дистанционного обучения,
и не использующую вебинары.

Такую популярность вебинары получили вследствие относительно невысокой стоимости организации и крайне высокой эффективности обучения.
Определение
Вебинар (webinar) – разновидность web-конференции, онлайн-встреч или презентаций через интернет. Основным отличием вебинара от web-конференции является использование его для проведения обучения.

Во время вебинара обучаемые, преподаватели и другие участники обучения располагаются
у своих компьютеров. Связь между участниками вебинаров поддерживается посредством сети Интернет, или, если речь идет о корпоративном обучении, посредством сети Интранет.
Назначение вебинаров
Вебинары могут быть использованы для:
1
  • проведения виртуальных лекций с возможностью взаимодействия всех участников дистанционного обучения;
  • проведения кратковременных семинаров;
  • проведения опросов;
  • выступления с докладами и защиты выполненных работ;
  • презентации продуктов и услуг коммерческими компаниями;
  • проведения тренингов;
  • организации коллективной работы.
Наибольшее распространение вебинары получили в организациях, использующих их для организации дистанционного обучения в маркетинговых целях. Многие коммерческие компании проводят вебинары с целью демонстрации своих продуктов и услуг. Особенно большое распространение получили вебинары среди компаний, производящих высокотехнологичные продукты и услуги.
История вебинара
В некотором смысле начало истории вебинаров можно отсчитывать с момента создания первых систем текстового общения в реальном времени (например, таких, как IRC). Появились подобные системы в конце 1980-х годов. В середине 1990-х появились более совершенные системы общения: чаты и системы обмена мгновенными сообщениями. К концу 1990-х появились первые полноценные системы организации конференцсвязи. К настоящему времени существует большое количество различных систем, позволяющих организовать общение
в режиме реального времени.

Непосредственно торговый знак «webinar» был зарегистрирован в 1998 году
Эриком Р. Корбом, но он был оспорен в суде и сейчас принадлежит компании InterCall.
Средства обучения
К настоящему времени создано огромное количество инструментов и средств, которые могут быть использованы при проведении дистанционного обучения с использованием вебинара.
Аудио
Во время проведения вебинара основное общение между преподавателем и слушателями осуществляется посредством аудиосвязи в режиме реального времени.

Также слушатели и преподаватель могут размещать аудиозаписи, предоставив к ним доступ остальным участникам обучения.
Видео
Во время обучения слушателям могут демонстрироваться видеоролики. Также существует возможность показывать видео в режиме реального времени, используя веб-камеру
или цифровую камеру. Видео может транслироваться, как от преподавателя к слушателям,
так и в обратную сторону. Очень часто во время вебинара все слушатели видят преподавателя.
Презентации
При проведении вебинара преподаватель может демонстрировать слушателям на их персональных компьютерах слайды презентации, осуществляя управление презентацией
в режиме реального времени.
Демонстрация документов
При проведении вебинара преподаватель может демонстрировать слушателям на их персональных компьютерах различные документы, выделяя в них области, которым необходимо уделить особенное внимание.
Обмен файлами
Во время обучения преподаватель и слушатели могут обмениваться или предоставлять доступ
к своим файлам.
Электронная доска
Виртуальной аналог учебной доски в классе. Как и в классе на доске можно рисовать, стирать и т.д. Оставлять записи на доске могут все участники обучения в соответствии с существующими у них правами.
Демонстрация экрана
Во время вебинара можно демонстрировать всем его участникам изображение своего экрана.
Чат
Эффективным средством организации взаимодействия слушателей вебинара является чат, с помощью которого они могут обмениваться мгновенными сообщениями в режиме реального времени. Сообщения могут быть доступны всем слушателям дистанционного обучения, а могут быть доступны только определенному кругу лиц. Границы видимости сообщений определяются преподавателем и слушателями вебинара.
Голосования и опросы
Крайне эффективным средством проведения вебинара являются голосования и опросы, позволяющие в реальном времени собрать информацию от слушателей по тому или иному вопросу.
Удаленный рабочий стол
Многие программные продукты, использующиеся при проведении вебинара, предоставляют участникам возможность манипулировать объектами на компьютере другого пользователя. Это может быть полезным, когда необходимо что-то показать слушателю вебинара. Такой возможностью обладают и слушатели, и преподаватели.
Совместное использование приложений
Как и в случае с удаленным рабочим столом цель данного средства предоставить слушателю вебинара и преподавателю возможность манипуляции программным обеспечением, запущенным на другом компьютере. Отличием от удаленного рабочего стола является то, что
в первом случае пользователь получает полный контроль над компьютером другого пользователя, а во втором только над программой, к которой ему предоставлен доступ.
Поддержка мобильных устройств
Многие из программных продуктов и сервисов, предназначенных для проведения вебинаров поддерживают большинство существующих на сегодняшний день мобильных устройств (iOS, Android, BlackBerry и т.п.).
Запись вебинаров
Пользователям вебинаров предоставляется возможность записи вебинаров, в которых они участвуют, чтобы в последствии они могли их повторно просмотреть.
Интеграция с другими информационными системами
Программное обеспечение и сервисы, предназначенные для проведения вебинаров, часто предоставляют пользователям возможность интеграции вебинаров в сайт или интранет. Это позволяет организовать вебинар таким образом, чтобы пользователи оставались в привычном им пространстве сайта или портала.
Построение обучения при проведении Вебинара
Обучение, проводимое с использованием вебинаров, имеет свои характерные особенности, которые обязательно необходимо учитывать при проведении обучения. К таким характерным особенностям следует отнести:
1
  • сложность контроля поведения слушателя дистанционного обучения, вплоть до определения его присутствия на вебинаре (может включить компьютер и уйти);
  • отсутствие непосредственного визуального контакта между преподавателем и слушателями;
  • недостаточная подготовка слушателей для пользования программным обеспечением, с помощью которого проводится вебинар;
  • высокие требования к технической инфраструктуре (в первую очередь к пропускной способности каналов передачи данных);
  • большее время, требующееся на взаимодействие по сравнению с традиционным очным обучением.
Организация вебинара
Вебинар довольно сложное с организационной точки зрения мероприятие. Его проведение требует хорошей подготовки. Возникновение сбоев во время вебинара приведет к снижению качества обучения и отрицательному впечатлению слушателей.

Вебинар требует довольно сложной технической подготовки. Необходимо развернуть
и подготовить необходимое программное и аппаратное обеспечение, а также обеспечить наличие необходимых каналов связи. Чем более сложные средства обучения используются
при проведении вебинара, тем более высокой пропускной способностью должны обладать каналы связи. При выборе технологической платформы или сервиса следует особое внимание уделить следующим аспектам:
1
  • каково качество звука и изображения при проведении вебинара на базе выбранной платформы или сервиса;
  • какие мобильные устройства поддерживает;
  • насколько эргономичен интерфейс;
  • не возникает ли проблем при значительном увеличении количества участников вебинара.
Также особого внимания требует разработка учебного контента, который весьма специфичен. В том числе очень полезным бывает провести репетицию вебинара. Особенно в случае, если преподаватель не имеет большого опыта их проведения.

Особое внимание необходимо уделить вопросу приглашения участников вебинара. Информационное письмо необходимо разослать не менее чем за неделю до проведения вебинара. Также целесообразно напомнить о проведении вебинара за один день и за 2 часа до его начала.

Крайне полезно перед принятием решения о дате проведения вебинара провести опрос потенциальных участников с целью определения оптимальной даты и времени проведения вебинара. При рассылке уведомлений о проведении вебинара целесообразно использовать механизмы, позволяющие получателям легко перенести информацию о вебинаре в свой электронный календарь. В обязательном порядке в информационное письмо должна быть включена следующая информация:
1
  • цели и задачи вебинара;
  • программа вебинара;
  • какую пользу принесет вебинар слушателям;
  • имена преподавателей, модераторов и т.п., которые будут участвовать в вебинаре;
  • место, время, продолжительность вебинара.
Необходимо также уделить максимальное внимание тому, в каком состоянии находится ваше рабочее место. Следует проверить, что именно увидят слушатели вебинара, когда подключатся к нему. Стоит все привести в порядок, чтобы картинка, которую увидят слушатели вебинара не вызывала у них раздражения. Микрофон следует закрепить таким образом, чтобы руки оставались свободными, так как во время проведения вебинара может возникнуть необходимость выполнения каких-либо действий за компьютером. Обратите внимание, есть ли у вас под рукой вода или что-нибудь подобное, что может потребоваться вам во время проведения вебинара. И наконец, обязательно обеспечьте, чтобы во время вебинара никто не вошел в вашу комнату. Например, стоит на двери разместить информационную табличку «Вход воспрещен».

Непосредственно проведение вебинара также требует большого внимания. Следует придерживаться следующих основных принципов:
1
  • оптимальным временем проведения вебинара является 10-11 часов утра, когда потенциальные слушатели вебинара еще не полностью погрузились в текущую рабочую рутину;
  • преподаватель должен быть доступен в рамках вебинара не менее чем за 10 минут до его начала. Его присутствие должно быть очевидным для подключающихся пользователей;
  • необходимо проверить все средства проведения вебинара. В том числе, как слушатели слышат, отражается ли у них презентация, могут ли они пользоваться чатом и т.д.;
  • во время проведения вебинара преподаватель должен иметь одного или нескольких помощников, решающих технические и организационные вопросы;
  • выступление преподавателя не должно быть монотонным, оно должно прерываться обсуждениями, в которых должны участвовать слушатели вебинара (необходимо также учесть, что человек в состоянии концентрировать внимание в течение 10-12 минут в час);
  • повторите всем участникам вебинара правила участия в вебинаре и его основные возможности;
  • ознакомьте всех с планом вебинара.
Обязательно нужно иметь несколько сценариев проведения вебинара с тем, чтобы при возникновении непредвиденных ситуаций оперативно среагировать на них и продолжить обучение.

После завершения вебинара обязательно необходимо разослать его участникам информационные письма, в которых поблагодарить их за участие, напомнить о ключевых пунктах презентации (не более трех). Обязательно включить в текст письма гиперссылки, которые использовались во время вебинара. Также целесообразно разместить в сети Интернет все материалы вебинара и предоставить им доступ к этим материалам.

Полезно после завершения вебинара просмотреть его запись с целью выявления проблем и коррекции регламентов проведения следующих вебинаров. Если проводиться большое количество вебинаров следует проводить их выборочный мониторинг.
Оценка эффективности вебинаров
Процедура оценки эффективности вебинаров в первую очередь зависит от того, с какой целью вы их проводите.

Целесообразно после завершения вебинара разослать всем слушателям анкеты, которые позволят оценить, были ли достигнуты предполагаемые результаты. Также анкеты позволят оценить, насколько слушатели остались довольны проведенным вебинаром.

Очень полезно собирать статистику деятельности слушателей во время вебинара. Какое участие они принимали в нем, как часто задавали вопросы или отвечали на них и т.п. Сбор такой информации позволит понять, насколько ведущему вебинара удалось заставить слушателей принять в нем активное участие.

Обязательно следует отслеживать, какое количество слушателей вебинара принимает участие в последующих вебинарах. Это очень хорошо иллюстрирует успешность проведенных вебинаров.

В целом, для оценки эффективности вебинаров вы можете применять те же методики, что и проведении обычных тренингов.
Преимущества использования вебинаров при проведении обучения
Использование при проведении обучения вебинаров позволяет организаторам обучения получить следующие преимущества:
1
  • минимальные затраты на подготовку мероприятия;
  • более низкая себестоимость по сравнению с другими формами обучения;
  • высокое качество обучения;
  • возможность обучения большого количества слушателей.
Использование вебинаров при проведении обучения позволяет слушателям получить следующие преимущества:
1
  • стоимость обучения на вебинарах гораздо дешевле по сравнению с другими формами обучения;
  • вебинары позволяют слушателям сэкономить время, которые они затрачивают на обучение;
  • слушатель легко может получить доступ к качественному обучению. Стать слушателем вебинара сегодня можно практически из любой точки мира.
Проблемы, возникающие при проведении вебинаров
Эффективность проведения вебинаров во многом зависит от качества подготовки к ним. Необходимо быть готовым и принимать превентивным меры по отношению к наиболее распространенным проблемам, возникающим при проведении вебинаров. Ниже приведен список наиболее часто возникающих проблем.
Технические неполадки
Проведение вебинара является довольно сложным технологическим процессом. Сбои могут произойти на сервере, на рабочем месте преподавателя и у пользователя. Могут возникнуть проблемы с каналами передачи данных. Вследствие этого необходимо очень внимательно подходить к качеству сервиса, обеспечивающего проведение вебинара.
Потеря контакта со слушателями
Преподаватель не видит реакции слушателей вебинара, из-за чего может быть потерян контакт с аудиторией. Целесообразно иметь помощников, которые подскажут, что что-то идет не так.
Неготовность слушателей
Слушатели не имеют достаточных навыков для участия в вебинаре. Поэтому выполнение многих действий может занимать большое количество времени, что неприемлемо, особенно в случае, если в вебинаре принимает участие большое количество человек. Данная проблема решается двумя путями:
1
  • наличием у преподавателя помощников, которые помогут пользователям;
  • обеспечением хорошей подготовки участников к проведению вебинаров (наличие хорошей инструкции, видеоуроков по участию в вебинаре и т.д.).
Организация службы поддержки слушателей вебинаров
Проведение вебинаров сложная техническая задача. Не все пользователи имеют одинаковый уровень подготовки и оборудование для участия в вебинаре. При этом любые проблемы, которые возникают у слушателя вебинара, приводят к резкому снижению качества обучения или его полной остановке. Это в свою очередь приводит к отрицательным эмоциям слушателей вебинара.

Проведение вебинаров требует создания эффективной службы поддержки, которая обеспечит сохранение высокого качества сервиса. При создании службы поддержки стоит предусмотреть следующее:
1
  • создайте эффективный инструмент, который позволит проверить соответствие рабочего места пользования требованиям, предъявляемым к рабочему месту участника вебинара;
  • сделайте небольшие дистанционные курсы, которые позволят слушателям вебинаров подготовиться к прохождению обучения;
  • предоставьте слушателям удобный инструмент для информирования о возникших у них проблемах;
  • подготовьте инструменты, которые позволят при желании слушателя вебинара, выполнить удаленно настройку его рабочего места.
Перспективы вебинаров
Количество слушателей, проходящих обучение с использованием вебинаров, постоянно растет. Эта тенденция не только сохранится, но и будет нарастать, так как каждое следующее поколение лучше готово к использованию новейших информационных технологий.

Повышение компьютерной грамотности слушателей вебинаров естественным путем решит многие проблемы, которые сейчас есть у их организаторов. Организаторы будут все меньше уделять внимание решению проблемы готовности слушателей к работе во время вебинара. Акцент будет сделан на повышение качества обучения. Посмотрите любую статью, посвященную вебинарам. Техническая сторона вопроса организации вебинаров и обеспечение подготовки слушателей к участию в вебинаре занимает в них одно из самых почетных мест.

Стоит ожидать появления новых технических средств, которые могут быть использованы при проведении вебинаров. Сегодня вебинары стоят несколько отдельно от других средства проведения дистанционного обучения. Стоит ожидать их гораздо большей интеграции. Обучение, проводимое с использованием дистанционных курсов, обязательно будет включать в себя несколько вебинаров, обеспечивающих повышение эффективности обучения.

Как и в случае с дистанционным обучением, в рамках организации вебинаров остро стоит вопрос уменьшения стоимости разработки учебного контента. Однако, по мере изменения требований к организации традиционного очного обучения, данная проблема перестанет быть проблемой. Преподаватель будет просто переходить из класса в специальный кабинет для проведения вебинаров, используя при обучении в рамках вебинара те же средства, что он использовал в классе.

Если же заглянуть в несколько отдаленное будущее (20 лет), то дистанционное обучение будет быстро вытеснять другие формы проведения обучения. В свою очередь вебинары вытеснят обучение, проводимое в обычных классах. Однако для этого необходимо, чтобы:
1
  • пришло новое поколение учащихся, которое будет значительно легче использовать современные информационные технологии;
  • улучшились качество и надежность современной ИТ-инфраструктуры;
  • появилось новое поколение преподавателей, способных оценить возможности, которые предоставляют им информационные технологии при проведении обучения;
  • была накоплена критическая масса учебного контента, подходящего для проведения вебинаров.
Заключение
Использование вебинаров будет постоянно расширяться. Однако необходимо отметить, что целесообразно использовать вебинары совместно с другими средствами дистанционного обучения. В первую очередь с дистанционными курсами. Совместное использование вебинаров с другими средствами дистанционного обучения позволит значительно повысить эффективность дистанционного обучения.
Made on
Tilda