блог E-Soft Learning
Система дистанционного обучения (СДО)
Система дистанционного обучения (СДО) – информационная система, предназначенная для планирования, проведения и управления всеми учебными мероприятиями в организации (включая обучение, проводимое как в очной, так и в дистанционной форме). Более точным названием системы дистанционного обучения, отражающим функциональные возможности, которыми обладают современные системы дистанционного обучения, является название: Система управления обучением (Learning management system).
Современная система дистанционного обучения должна обеспечивать:
1
централизованное автоматизированное управление обучением;
2
быстрое и эффективное размещение и предоставление учебного контента обучаемым;
3
единую платформу для решения основных задач в рамках планирования, проведения и управления всеми учебными мероприятиями в организации;
4
поддержку современных стандартов в сфере технологий дистанционного обучения;
5
персонализацию учебного контента и возможность его многократного использования;
6
широкий диапазон средств организации взаимодействия между всеми участниками учебного процесса.
Цели использования системы дистанционного обучения
Использование в рамках построения корпоративного обучения системы дистанционного обучения позволяет:
1
повысить эффективность проводимого в организации обучения;
2
сократить затраты на обучение сотрудников за счет внедрения современных технологий электронного обучения;
3
ускорить процессы проводимого в организации обучения;
4
упростить процедуру оценки эффективности проводимого в организации обучения;
5
увеличить лояльность сотрудников компании.
Функциональные возможности типовой системы дистанционного обучения
Весь функционал, которым обладают современные системы дистанционного обучения можно разделить на три основных блока: управление обучением, обеспечение взаимодействия участников учебного процесса, разработка учебного контента.

В рамках блока управления обучением системы дистанционного обучения предоставляют следующие основные функциональные возможности:
1
управление компетенциями;
2
автоматизированное формирование учебных программ;
3
управление профилями пользователей;
4
управление доступом к электронным учебным курсам и тестам;
5
журналирование деятельности пользователей;
6
обеспечение технической и методической поддержки пользователей;
7
формирование отчетов;
8
анализ процесса обучения.
В рамках блока обеспечения взаимодействия участников учебного процесса системы дистанционного обучения предоставляют следующие основные средства организации общения пользователей:
1
форум;
2
чат;
3
видеоконференция;
4
блог;
5
Wiki;
6
виртуальная классная комната;
7
и т.д.
Третий блок (разработка учебного контента) содержит набор инструментов, которые решают широкий диапазон задач. От создания простых тестов для проведения тестирования слушателей, до разработки сложных мультимедийных курсов. Однако, необходимо отметить, что не все системы включают в себя средства разработки учебного контента, справедливо предполагая, что в качестве средств разработки могут использоваться программные продукты сторонних производителей.
Интеграция системы дистанционного обучения с внешними информационнами системами
Построение единой информационной системы организации требует интеграции между собой различных информационных систем. В контексте задач, решаемых системой дистанционного обучения, ее целесообразно интегрировать со следующими информационными системами:
1
системой управления персоналом;
2
системой оценки персонала;
3
системой управления знаниями;
4
системой управления талантами.
Интеграция представленных выше систем в большинстве случаев обеспечивает организацию информационного обмена между ними.
Архитектура систем дистанционного обучения
Системы дистанционного обучения могут быть реализованы с использованием различных архитектур. Однако, чаще всего система дистанционного обучения – web-приложение. Использование Web-технологий нашло такое широкое применение, в том числе и из-за распространения предоставления Систем дистанционного обучения в соответствии с принципом SaaS (Software as a Service).
Организация технической поддержки пользователей системы дистанционного обучения
Эксплуатация системы дистанционного обучения требует организации эффективной службы поддержки. Отсутствие качественной технической поддержки слушателей дистанционного обучения может значительно снизить его эффективность.

Построение эффективной системы поддержки системы дистанционного обучения требует:
1
внедрения эффективной системы мониторинга состояния системы дистанционного обучения;
2
использования средств контроля настроек и состояния рабочего места пользователей системы дистанционного обучения;
3
использования средств, обеспечивающих быструю идентификацию причин возникновения сбоев в работе системы дистанционного обучения;
4
создания Service Desk;
5
выстраивания эффективного процесса поддержки пользователей системы дистанционного обучения.
Соответствие системы дистанционного обучения современным стандартам в сфере дистанционного обучения
Наиболее распространенным стандартом в сфере дистанционного обучения на сегодняшний день все еще является стандарт SCORM. Большинство современных систем дистанционного обучения соответствуют данному стандарту. Поддержка стандарта SCORM позволяет использовать в системе дистанционного обучения электронные учебные курсы, разработанные разными производителями, в случае, если они в свою очередь тоже разработаны в соответствии со стандартом SCORM.
Оценка рынка систем дистанционного обучения
По информации за 2018 год емкость мирового рынка систем дистанционного обучения составляет – 7,2 миллиарда долларов.
Стоимость систем дистанционного обучения
Сегодня на рынке систем дистанционного обучения присутствует большое количество предложений. Существует ряд систем дистанционного обучения, которые можно использовать совершенно бесплатно.

В целом в зависимости от требований, предъявляемых к системе дистанционного обучения, ее стоимость может составить от нескольких рублей до нескольких тысяч рублей за пользователя.

Также на рынке существуют предложения систем дистанционного обучения, которые можно приобрести по принципу SaaS. В этом случае стоимость работы одного пользователя системы дистанционного обучения может составить всего несколько рублей.
Тенденции в обоасти систем дистанционного обучения
К основным тенденциям в сфере систем дистанционного обучения можно отнести:
1
внедрение принципов адаптивного и микрообучения;
2
расширение персонализации учебного контента;
3
расширение перечня типов устройств, которые могут быть использованы слушателями во время обучения.
Необходимо отметить, что в своем развитии системы дистанционного обучения значительно опередили средства разработки учебного контента. Сейчас не существует проблемы выбора и внедрения системы дистанционного обучения, которая покроет основные потребности функционального заказчика. Однако, основной проблемой с которой столкнется организация, которая захочет использовать технологии дистанционного обучения, станут трудности с разработкой необходимого учебного контента (высокая стоимость и продолжительность разработки). Таким образом, дальнейшее развитие систем дистанционного обучения во многом зависит от изменений, которые будут происходить в сфере разработки учебного контента.
Made on
Tilda