блог E-Soft Learning
Мотивация сотрудников
при проведении дистанционного обучения
Проведение дистанционного обучения является сложной организационной задачей, требующей серьезного внимания от специалистов, занимающихся его организацией. Одной из главных проблем, с которой сталкиваются организаторы дистанционного обучения, является низкая мотивация обучаемых. Отсутствие мотивации у обучаемых – проблема, в целом присущая обучению, проводимому в Российской Федерации. Наши граждане не воспринимают обучение, как возможность повышения личной капитализации, а относятся к обучению, как к очередной не нужной повинности.
Особенно остро проблема отсутствия мотивации появляется при проведении дистанционного обучения, где преподаватель не может жестко контролировать работу слушателей, как он это делает при проведении традиционного очного обучения. Проведение эффективного дистанционного обучения требует применения специальных приемов повышения мотивации слушателей.

Основные приемы повышения мотивации у слушателей дистанционного обучения можно разделить на три группы:
1
мотивация, основанная на обещании улучшения жизни;
2
мотивация, основанная на обещании ухудшения жизни;
3
мотивации, основанная на интересе к обучению, возникающему в процессе обучения.
Мотивация, основанная на обещании улучшения жизни
Начинать повышение мотивации слушателей дистанционного обучения стоит с решения простой задачи: необходимо определить какие потребности есть у персонала в новых знаниях и навыках. Наиболее простой путь решения задачи определения потребностей персонала в новых знаниях и навыках сводится к периодическому анкетированию персонала. Безусловно полученные результаты в первую очередь показывают пожелания персонала и могут не соответствовать потребностям организации. Однако, полученные результаты помогут понять, какую реакцию следует ждать от сотрудников при проведении дистанционного обучения по той или иной программе обучения.

Целесообразно при проведении анкетирования предложить персоналу перечень возможных программ обучения, составленный на основе анализа существующих в организации бизнес-процессов. Это позволит получить результаты, более соответствующие потребностям организации в обучении.

В случае, если программа дистанционного обучения будет совпадать с пожеланиями персонала организации, мы автоматически сформируем у персонала положительную мотивацию к обучению. Однако, довольно часто, пожелания сотрудников не совпадают с потребностями организации. В этом случае нам помогут другие приемы повышения мотивации к обучению.

Важным аспектом мотивации персонала к обучению является привязка уровня вознаграждения к квалификации. Очень часто такая связь совершенно неочевидна для слушателей дистанционного обучения, и они не понимают, что им даст проводимое дистанционное обучение. Решить эту проблему можно несколькими способами.

Первый и самый лучший, на наш взгляд, способ – обеспечить, чтобы любое проведенное обучение напрямую влияло на оклад сотрудника. Например, к каждой должности можно привязать несколько уровней квалификации, каждый из которых требует прохождения обучения. В этом случае сотрудник компании будет ясно понимать, что именно ему даст то или иное проводимое обучение.

В случае, если подобной системы нет, каждому слушателю дистанционного обучения необходимо донести задачи прохождения дистанционного обучения, объяснить ему каким образом проводимое обучение скажется на его работе и зарплате. Важный элемент мотивации – личная капитализация.

Необходимо доказать сотруднику, что проводимое обучение положительно скажется на его личной капитализации. Необходимо подкрепить слова, получаемыми им сертификатами. Некоторые компании, проводя обучение своих специалистов, не хотят, чтобы они получали сертификаты, считая, что в этом случае они уйдут в другие компании. Это выглядит крайне наивным. В случае, если сотрудник обладает высокой компетенцией, и его по тем или иным причинам не устраивает текущее место работы, он все равно перейдет на другую работу, и ему не помешает отсутствие у него сертификатов. Наоборот, постоянное повышение квалификации и получение, подтверждающих квалификацию, сертификатов, окажет положительное воздействие на лояльность сотрудников компании.

Крайне полезно, если обучение проводится в ответ на результаты деятельности сотрудника. В этом случае слушатель дистанционного обучения будет хорошо понимать, какие недостатки в его работе поможет устранить проводимое дистанционное обучение.

Крайне важно, чтобы обучение не мешало основной деятельности сотрудника. Особенно в том случае, если зарплата сотрудника непосредственно зависит от выполняемой им работы. Например, менеджер по продажам, получающий процент от каждой продажи, будет относиться к проводимому обучению, как к дополнительной помехе. При этом не следует проводить обучение в выходные, так как это будет восприниматься, как посягательство на заслуженное время отдыха.
Мотивация, основанная на обещании ухудшения жизни
Мотивация, основанная на обещании улучшения жизни, к сожалению, далеко не всегда работает. В этом случае необходимо применять репрессивные меры. Существует несколько мотивационных приемов, заставляющих сотрудников пройти обучение и достичь поставленных обучением результатов.

Одним из наиболее распространенных способов повышение мотивации является система выдачи допусков к выполнению той или иной работы. Например, специалист, не прошедший очередную аттестацию, не может оказывать медицинские услуги. Данный прием мотивации является крайне эффективным, но необходимо понимать, что благодаря такой мотивации можно обеспечить необходимый средний уровень квалификации персонала, но он совершенно не подходит, если нам необходимо производить «звезд». При использовании такого приема мотивации целесообразно проводить периодическое тестирование (очень эффективно в этом случае использование технологий дистанционного обучения), которое покажет сотруднику, что для прохождения очередной аттестации ему необходимо пройти дополнительное обучение.

Еще одним приемом при такой схеме мотивации может стать привязка результатов тестирования к уровню премии. В случае, если по окончании дистанционного обучения слушатели не показывают требующихся от них результатов, им может быть снижена премия.

Еще более сильным средством является привязка сохранения занимаемой должности к уровню компетенции. При такой схеме к каждой должности привязываются требования по уровню знаний и навыков, которым должен соответствовать специалист, занимающий ту или иную должность. В случае изменений требований, сотрудник должен пройти обучение, обеспечив свое соответствие данной должности. На практике, такой прием применяется крайне редко, так как для организации важна не компетентность сотрудника, а результаты его деятельности. Однако, необходимо учитывать, что рыночная среда быстро меняется, и использование подобной мотивации позволит организации постоянно соответствовать текущим требованиям.
Мотивация, основанная на увеличении интереса к обучению, возникающему
в процессе обучения

Обучение – это само по себе тяжелый труд. А дистанционное обучение предъявляет еще большие требования к слушателю, так как в основном обучение слушатель проходит самостоятельно.

В случае, если дистанционное обучение будет плохо организовано, рассматриваемые темы неинтересны, и т.п., слушатель дистанционного обучения потеряет всякую мотивацию к прохождению обучения. И наоборот, даже когда слушатель дистанционного обучения изначально не очень мотивирован для его прохождения, сам процесс обучения может его увлечь и стать самой лучшей мотивацией.

Для того, чтобы обучение было интересно обучаемым следует придерживаться следующих правил:
1
  • необходимо формировать учебные группы в зависимости от знаний и опыта, с тем чтобы у сотрудника не возникало сопротивление к обучению в результате того, что он считает, что он все уже знает. Целесообразно предоставить слушателю дистанционного обучения самому определять, какие темы он хочет изучить;
  • во время обучения необходимо бороться с завышенной самооценкой у слушателей дистанционного обучения. Крайне эффективным средством является аттестация, которая позволит убедить слушателей дистанционного обучения, что им стоит пройти обучение;
  • дистанционное обучение не должно быть монотонным. Обязательно необходим периодический живой контакт слушателей дистанционного обучения с преподавателем и друг с другом;
  • дистанционный курс должен быть хорошо спланирован. Теоретический материал, должен чередоваться с практическими занятиями. Очень хорошо, если слушатель дистанционного обучения может сразу применять полученные знания и навыки в своей работе. Это является отличным средством повышения мотивации обучаемого.
Важным аспектом повышения мотивации слушателей дистанционного обучения является выделение индивидуальности слушателя в рамках группы обучения. Необходимо четко обозначить вклад каждого из слушателей дистанционного обучения в достигнутый результат. Людям нравится вносить свой вклад в деятельность успешных групп, особенно это касается слушателей дистанционного обучения, активно использующих Интернет.

Во время проведения дистанционного обучения необходимо приложить усилия к преодолению предубежденности слушателей относительно дистанционной формы обучения. К сожалению, существует большое количество заблуждений по отношению к дистанционному обучению. Рынок дистанционного обучения до сих пор не устоялся и существует большое количество предложений низкого качества. По этой причине относительно дистанционного обучения сложилось мнение, что оно не дает хороших результатов.
Заключение
Для успешного проведения дистанционного обучения необходимо задействовать приемы, входящие во все три группы мотивации. Использование приемов мотивации только из одной или двух групп резко снижает их эффективность. Например, какие бы сказочные условия не были предложены слушателю, в случае успешного обучения, если дистанционный курс будет низкого качества и не интересный, слушатель все равно потеряет мотивацию учиться и получить знания и перейдет на решение проблемы, как доказать вам, что он успешно прошел обучение.

Использование приемов повышения мотивации к обучению из всех трех групп позволит мотивировать слушателя, обеспечив высокую эффективность обучения, проводимого в компании.
Made on
Tilda