Мотивация, основанная на обещании улучшения жизни
Начинать повышение мотивации слушателей дистанционного обучения стоит с решения простой задачи: необходимо определить какие потребности есть у персонала в новых знаниях и навыках. Наиболее простой путь решения задачи определения потребностей персонала в новых знаниях и навыках сводится к периодическому анкетированию персонала. Безусловно полученные результаты в первую очередь показывают пожелания персонала и могут не соответствовать потребностям организации. Однако, полученные результаты помогут понять, какую реакцию следует ждать от сотрудников при проведении дистанционного обучения по той или иной программе обучения.
Целесообразно при проведении анкетирования предложить персоналу перечень возможных программ обучения, составленный на основе анализа существующих в организации бизнес-процессов. Это позволит получить результаты, более соответствующие потребностям организации в обучении.
В случае, если программа дистанционного обучения будет совпадать с пожеланиями персонала организации, мы автоматически сформируем у персонала положительную мотивацию к обучению. Однако, довольно часто, пожелания сотрудников не совпадают с потребностями организации. В этом случае нам помогут другие приемы повышения мотивации к обучению.
Важным аспектом мотивации персонала к обучению является привязка уровня вознаграждения к квалификации. Очень часто такая связь совершенно неочевидна для слушателей дистанционного обучения, и они не понимают, что им даст проводимое дистанционное обучение. Решить эту проблему можно несколькими способами.
Первый и самый лучший, на наш взгляд, способ – обеспечить, чтобы любое проведенное обучение напрямую влияло на оклад сотрудника. Например, к каждой должности можно привязать несколько уровней квалификации, каждый из которых требует прохождения обучения. В этом случае сотрудник компании будет ясно понимать, что именно ему даст то или иное проводимое обучение.
В случае, если подобной системы нет, каждому слушателю дистанционного обучения необходимо донести задачи прохождения дистанционного обучения, объяснить ему каким образом проводимое обучение скажется на его работе и зарплате. Важный элемент мотивации – личная капитализация.
Необходимо доказать сотруднику, что проводимое обучение положительно скажется на его личной капитализации. Необходимо подкрепить слова, получаемыми им сертификатами. Некоторые компании, проводя обучение своих специалистов, не хотят, чтобы они получали сертификаты, считая, что в этом случае они уйдут в другие компании. Это выглядит крайне наивным. В случае, если сотрудник обладает высокой компетенцией, и его по тем или иным причинам не устраивает текущее место работы, он все равно перейдет на другую работу, и ему не помешает отсутствие у него сертификатов. Наоборот, постоянное повышение квалификации и получение, подтверждающих квалификацию, сертификатов, окажет положительное воздействие на лояльность сотрудников компании.
Крайне полезно, если обучение проводится в ответ на результаты деятельности сотрудника. В этом случае слушатель дистанционного обучения будет хорошо понимать, какие недостатки в его работе поможет устранить проводимое дистанционное обучение.
Крайне важно, чтобы обучение не мешало основной деятельности сотрудника. Особенно в том случае, если зарплата сотрудника непосредственно зависит от выполняемой им работы. Например, менеджер по продажам, получающий процент от каждой продажи, будет относиться к проводимому обучению, как к дополнительной помехе. При этом не следует проводить обучение в выходные, так как это будет восприниматься, как посягательство на заслуженное время отдыха.