блог E-Soft Learning
Использование гибкой методологии разработки при создании электронных учебных курсов
Сегодня мы наблюдаем стремительное развитие информационных технологий. Повсеместное использование гаджетов, искусственного интеллекта, очков дополненной реальности приводит к масштабным изменениям в жизни людей. Все вокруг нас стремительно меняется.
Эти изменения затронули и сферу электронного обучения. Особенно это коснулось способов включения учебных материалов в электронные учебные курсы. Элементы дополненной реальности, 3d модели, виртуальная реальность: все это уже часть текущего электронного обучения. Тем более удивительно насколько архаичными остаются методы управления разработкой электронных учебных курсов.

Если в сфере разработки программного обеспечения методология управления проектами быстро развивается, то разработка электронных учебных курсов как будто замерла на одном месте. Как и раньше общая схема разработки выглядит следующим образом:
1
с заказчиком согласуется концепция электронного учебного курса;
2
разрабатывается техническое задание;
3
формируется сценарий электронного учебного курса;
4
разрабатывается общий дизайн курса;
5
начинается разработка слайдов (разработка иллюстраций, анимации, видео и т.п.);
6
по окончании разработки результат направляется заказчику;
7
проводится приемка курса.
Такая схема работы при разработке электронных учебных курсов крайне неэффективна, так как имеет ряд существенных недостатков:
заказчик слабо привлекается к работе и видит результат только в конце проекта или в конце этапа работы. По сути, если ему что-то не понравится, придется полностью все переделывать, или заказчик останется неудовлетворенным;
заказчик привлекается к согласованию сценария электронного учебного курса. Но по сценарию человеку, не являющемуся специалистом в сфере электронного обучения, очень трудно понять, что же получится в конце. Чаще всего заказчик крайне поверхностно относится к данному этапу работы;
при разработке слайдов происходят частые задержки из-за зависимости участников проекта от результатов работ других специалистов;
часто возникают ошибки, связанные с тем, что специалисты по разному представляют конечный результат. Например, дизайнер, отвечающий за иллюстрации, разрабатывает их, не представляя конечный результат, что приводит к частому возникновению ошибок.
Результатом этого становится увеличение времени разработки электронного учебного курса и рост его стоимости.

Чтобы уйти от этих проблем, у нас в компании было принято решение об использовании гибкой методологии разработки программного обеспечения при создании электронных учебных курсов с учетом специфики разработки электронных курсов. Также, мы разработали специальную систему быстрой разработки электронного контента (Конструктор курсов), чтобы максимально эффективно внедрить методологию гибкой разработки. В результате мы полностью изменили процесс создания курсов. Сейчас он состоит из следующих этапов:
1
создание прототипа курса (сразу содержит все слайды и элементы курса);
2
согласование прототипа электронного учебного курса с заказчиком;
3
разработка элементов курса;
4
предоставление специалистам заказчика возможности постоянно просматривать текущее состояние электронного учебного курса;
5
завершение разработки электронного учебного курса.
Внедрение гибкой методологии разработки и конструктора электронных учебных курсов позволило уйти от всех перечисленных выше проблем:
на каждом этапе работ специалисты заказчика точно знают, что они получат в итоге;
все участники разработки точно знают, как разрабатываемые ими элементы курса будут в него встроены;
нет этапа разработки и согласования сценария. Все участники проекта сразу работают с курсом.
В результате нам удалось значительно сократить время необходимое на разработку электронного учебного курса и снизить его стоимость.
Made on
Tilda